День Единого Текста
20.03.202320 марта 2023 года в 8 классе прошел День Единого Текста.
День единого текста – это технология работы с одним и тем же текстом на нескольких уроках в течение одного дня.
День единого текста – это технология смыслового чтения. Благодаря созданию единого образовательного пространства в школе использование этой технологии позволяет эффективно формировать у учащихся навыки читательской грамотности как необходимого условия развития всех видов функциональной грамотности.
В этот день у учащихся прошли уроки по особому расписанию. В 8 классе были уроки по русскому языку и физике.
На уроке русского языка под руководством учителя Зайпулаевой Имы Исмаиловны была проведена кропотливая работа с текстом. Учащиеся определили тему и основную мысль текста, выделили главную и второстепенную информацию, провели работу с лексическим значением определенных слов, терминов или понятий.
На уроке физики учитель Салтагириев Имран Хасан-Эдилович предложил ученикам определенные задания по прочитанному тексту. Но, чтобы выполнить эти задания, надо внимательно читать текст, «прислушиваться» к каждому слову, потому что или одно слово, или одно словосочетание даст подсказку, поможет решить задачу.
Уроки прошли увлекательно, интересно. В конце учебного дня был проведен мониторинг эффективности и результативности реализации образовательного события. Учащиеся выполнили диагностическую работу по выявлению уровня читательской грамотности.
После таких комплексных работ с текстом (на разных уроках) у учеников повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития читательской компетенции школьников, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр - это текст. Ученики учатся внимательно читать текст, прислушиваться к каждому слову не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.
После окончания учебных занятий был проведен семинар-практикум на тему: «Основные группы читательских умений». Тайсумова Мадина Хароновна, заведующий центром начального образования ГБУ ДПО «ИРО ЧР», рассказала об учебных заданиях, направленных на формирование основных групп читательских умений. В разделе «Организация работы, направленной на развитие читательской грамотности младших школьников» были выделены основные группы читательских умений. В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений. Для реализации данного принципа следует выделить типы учебных заданий.
«Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока», - сказала Тайсумова Мадина Хароновна.